Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

китон бастер

Энциклопедический словарь

Ки́тон Бастер (Keaton) (1896-1966), американский актёр и кинорежиссёр. Снимался в комедийных фильмах: «Три эпохи», «Наше гостеприимство» и др. Создал неподвижную бесстрастную маску человека, «который никогда не смеётся». Главная тема фильмов - одиночество героя Китона во враждебном мире. В США сделан монтажный фильм «История Бастера Китона» (1957). После его успеха вернулся к активной творческой деятельности (роли в фильмах: «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир», «Смешное путешествие на пути к форуму» и др.).

* * *

КИТОН Бастер - КИ́ТОН (Keaton) Бастер (наст. Джозеф Фрэнсис Китон) (4 октября 1895, Пикуа, Огайо - 1 февраля 1966, Вудленд-Хиллс, Калифорния), американский актер кино и эстрады, режиссер. Автор неподвижно бесстрастной маски человека, «который никогда не смеется». Главная тема фильмов Китона - одиночество героя во враждебном мире.

Сын актеров варьете, он с трех лет начал выступать на сцене, объехав с родителями всю Америку с эстрадно-цирковым номером «Трое Китонов». Прозвище Бастер (на сленге - нечто необыкновенное) было дано знаменитым Гарри Гудини, после того как трехмесячный Китон умудрился остаться живым и невредимым после падения с высокой лестницы. К шести годам Бастер Китон уже был отличным акробатом и с успехом участвовал комедийных номерах.

В 1917 году семейное трио распалось и дядя Бастера - звезда немого кино Роско Арбакль (Фатти) пригласил его сняться в комической ленте «Ученик мясника». Отличная физическая форма, изобретательность, профессионализм, блестящие гэги быстро принесли Китону популярность и в 1919 году была создана кинофирма специально для производства фильмов с участием Бастера Китона. Он не только исполнял главные роли, но и выступал в качестве автора сценариев и режиссера.

В первой полнометражной картине «Олух» (1921) - смешной истории о придурковатом сыне миллионера - Китон нашел свой знаменитый образ-маску. Лицо актера было мертвенно-неподвижным, не выражало никаких эмоций: ни радости, ни печали. Простое сопоставление такой маски с обычными жизненными ситуациями, требующими проявления каких-то чувств, рождало комедийный эффект.

Все фильмы Китона строятся на контрастных параллелях и неожиданностях, которые тем не менее носят целесообразный характер. Наиболее известны среди них: «Три эпохи» (другое прокатное название - «Бен-Акиба клянется», 1923), «Наше гостеприимство» (другое прокатное название - «Закон гостеприимства», 1923), «Навигатор» (1924), «Шерлок младший» (другое прокатное название - «Одержимый», 1924), «Генерал» (1925). Они интересны не только образом главного героя, но и юмором, комедийными трюками, пародийными элементами. Однако тонкая ирония Китона плохо доходила до широкой публики, воспринимавшей лишь внешний комизм создаваемых им положений. Поэтому этот большой актер - умный и тонкий - был недостаточно оценен в Америке, несмотря на свою мировую популярность. Большинство книг о нем написано за пределами США - в Англии и Франции.

Приход звука в кино положил начало длительному перерыву в творчестве Китона, осложненному душевной болезнью. Лишь два десятилетия спустя он начал вновь появляться на экране, чаще всего в эпизодических, бессловесных ролях: «Бульвар Сансет» (1950), «Огни рампы» (1952), «Вокруг света в 80 дней» (1956). Признанием заслуг этого выдающегося мастера стал выход его кинобиографии «История Бастера Китона» (1957), а в 1959 он был удостоен специальной премии «Оскар». В 1960-е годы Китон вместе с журналистом С. Самуэлсом работал над книгой «Мой великолепный мир пощечин», обобщивший его творчество 1920-х годов (она вышла в свет уже после смерти автора). Незадолго до смерти он появился в эпизодах фильмов «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963), «Путевой обходчик» (1965), «Смешное путешествие на пути к форуму» (1966). В 1965 выступил в качестве героя короткометражной ленты С. Беккета «Фильм».

Полезные сервисы